Реклама в социальной сети Facebook стала способом заработка для разных мошенников. Так, к примеру, целые состояния на ней научились сколачивать, используя определенные алгоритмы, криптовалютные скамеры, продавцы сомнительных лекарства и биодобавок, фальшивой косметики и дешевых товаров ширпотреба под видом брендовых вещей.
Журналист Bloomberg целый год изучал, как CPA-арбитражники используют Facebook для продажи разного скама и раскрыл смысл их схемы, сообщается в Telegram-канале «Технологии, медиа и общество».
Действует она следующим образом. К примеру, есть продавец неких многообещающих, по его словам, лекарств, который хочет продавать их по $100 за банку. Чтобы продать больше товара, он обращается в специальную сеть аффилиатов и задает стоимость лида — скажем, за каждого реального покупателя участник сети получит $60. Аффилиаты начинают крутить через рекламный кабинет Facebook заведомо ложные объявления, в которых эти таблетки может рекламировать любая знаменитость.
В первые дни бюджет тратится на подбор правильного таргетинга, а дальше поток продаж начинает расти — посредники приводят продавцу реальных покупателей, получают за каждого свои $60, он продает свои «пустышки» по $100, а владелец сети аффилиатов получает свой процент. Facebook, в свою очередь, получает от таких сетей огромные деньги за рекламу. Ну а обычные пользователи видят в своих лентах объявления о различных товарах сомнительного качества, однако многие верят этой информации.
Масштабность действий подобных сетей можно проиллюстрировать всего одним ярким примером — банда, промышлявшая такой торговлей и задержанная в Сан-Диего после расследования Торговой палаты США, заработала на рекламе скама $179 млн долларов.
Ее возглавлял мужчина из Польши, который начинал свой путь к успеху с «бесплатных» розыгрышей iPhone, а в итоге построил одну из крупнейших сетей CPA-арбитража. Его состояние оценивают в сотни миллионов долларов, он входит в список богатейших людей страны, его фото печатают на обложках деловых журналов. Более того, у него даже есть личный пиарщик и фотограф. Про людей, за счет которых он сколотил свое состояние, торговец говорит: «Мне нужны идиоты и Facebook находит их для меня».
Что касается Facebook, то там заверяют, что полностью контролируют ситуацию, поскольку имеют целый отдел, который занимается проверкой объявлений на предмет мошенничества и банит скамеров. Однако те без проблем заводят новые аккаунты.
Рекламу криптовалют соцсеть и вовсе запретила из-за слишком большого количества скама. Однако пока тянутся разбирательства относительно всех мошеннических махинаций, на них продолжают зарабатывать все — и аферисты, и сама соцсеть. Ведь подобные аффилиаты часто являются крупнейшими клиентами Facebook и тратят на рекламу миллионные бюджеты, а представители соцсети регулярно выступают на конференциях арбитажников, рассказывая им о своих рекламных механизмах, и убеждая тратить на рекламу еще больше. В таком тандеме обе стороны и продолжают развивать идеальную бизнес-схему, которая основана на доверчивости обычных пользователей.