Мы узнали, какие ловушки поджидают покупателей и как сохранить свой бюджет.
·29 ноября 2019
ФотоGetty Images
Подводные камни
Многие шопоголики с особой усладой ждут черной пятницы, которая в этом году приходится на 29 ноября. Вообще, традиция black friday изначально появилась в США, где магазины впервые начали предоставлять астрономические скидки на многие товары. Именно этот день стал символическим открытием предрождественских распродаж. Большинство торговых центров пророчат, что можно урвать лакомый кусочек со скидкой аж до 90 процентов! Мы попытались разобраться, как не обжечься на выгоде.
— Первое, что могут сделать магазины, — под грифом SALE выдавать вещи намного выше изначальной цены! — остерегает покупателей психолог Анна Гарш. — Вторая ловушка — свалка. Например, в отделе с распродажей могут висеть вещи не только со скидками, но и без них! Но люди из-за непреодолимого желания хоть что-то ухватить могут поддаться массовой истерии и, не разобравшись, начать брать все без разбора. Зачастую только на кассе выясняется, что на этот товар скидки не было. В-третьих, многие ждут черной пятницы, чтобы стать счастливым обладателем бытовой техники. Однако на этом можно только потерять! Магазины грешат тем, что распродают товар, который уже успел побывать в ремонте. Так как народу очень много, то проверка техники осуществляется очень быстро. И покупатели, находясь под эмоциями, могут не заметить сбоев в работе прибора. Потом его непросто сдать обратно.
ФотоHalfpoint Images/Moment/Getty Images
Механизм обмана
В магазинах зачастую возникают целые бои за определенные товары. Люди выхватывают вещи друг у друга, ломают тележки и сносят все на своем пути.
— Казалось бы, праздник распродаж должен приносить только положительные эмоции, но человек может подвергнуться серьезному стрессу в этот день, — продолжает психолог. — Например, сильно перенервничав или вступив в конфликт с кем-то. Это можно назвать неадекватным потребительским поведением. Особенную истерию вызывает у таких хватал искусственное чувство дефицита. Когда кажется, что товара мало, значит, на него есть спрос, значит, надо срочно брать! Тогда человек с улыбкой во весь рот и покупкой в руке чувствует себя победителем. При этом он обманывается вдвойне: купив ненужную вещь и еще радуясь этому.
В последние годы маркетологи серьезно подошли к вопросу о том, как возбудить у покупателя желание непрерывного приобретения товаров.
— Надо помнить, что никто не будет работать себе в убыток, — говорит Анна. — Все хотят продать много и дорого! Попробуем рассмотреть механизм так называемого обмана. Когда потребитель видит большие скидки на товар, то у него вырабатывается дофамин (гормон, который мотивирует на получение удовольствия. — Прим. ред.), провоцирующий желание заполучить вещь несмотря ни на что. Человек понимает, что если дешево, то, значит, можно сэкономить. К тому же недорогая покупка всегда простительна. В основном маркетологи пытаются таким образом продвинуть именно залежавшийся товар. Также в психологии есть такой термин, как система награды и поощрений. Когда полученное как бы оправдывает себя, мозг вырабатывает дофамин. Поэтому хочется еще и еще совершать покупки.
Как избежать финансовых потерь
Французский социолог и культуролог Жан Бодрийяр впервые выявил удивительное явление: покупатели, даже зная, что их обманывают, все равно ведутся на дешевую западню. Исследователь впервые ввел термин «логика Деда Мороза», когда приобретаются абсолютно ненужные вещи. Как можно сэкономить в дни, когда магазины так и манят своими обещаниями?
— Чтобы не попасться на удочку, необходимо прийти в торговый центр с наличными, — утверждает Анна Гарш. — У вас не будет представления о безграничности средств, которые лежат на банковской карте. Все свои деньги вы будете видеть, что называется, в лицо. И перед тем как совершать какую-либо покупку, еще несколько раз подумаете, пригодится она вам или нет. Также необходимо определиться со списком покупок. С помощью этого ваше внимание будет приковано к конкретным вещам. Отмечу, что в человеческой психике так заложено, что трата денег приносит огромное удовольствие. Лишь когда мы что-то заполучим, чувствуем себя всемогущими! Чтобы умерить свой пыл, можно насладиться позитивными эмоциями за несколько дней до космических распродаж. Перестаньте думать о покупках, лучше обратитесь к себе и посвятите время своему «я». Спросите, что вам приносит настоящее удовольствие. Может, прогулка по лесу, вечер в кафешке, кино или занятия в спортзале? Да и к тому же не стоит привязываться к материальному, иначе это может перерасти в вещизм (страсть к приобретательству. — Прим. ред.).