Читати українською
Иван Стешенко защищал Украину на Гуляйпольском направлении, в апреле 2022 попал в плен. Его мать рассказала, что приходится преодолевать близких для того, чтобы вернуть пленных домой или хотя бы получить о них какую-то информацию
Читати українською
Мать Ивана получила письмо от сына в августе, больше – ничего
Иван Стешенко защищал Украину на Гуляйпольском направлении, в апреле 2022 попал в плен. Его мать рассказала, что приходится преодолевать близких для того, чтобы вернуть пленных домой или хотя бы получить о них какую-то информацию
Софія Єлагіна
В апреле Ивану исполнится 29 лет. И год пребывания в плену, если к тому моменту его не обменяют. Он записал видеообращение, в котором просит не забывать о нем и других пленниках. А маму – заботиться об отце и не волноваться о сыне. 65-летняя Наталья Стешенко чувствует бессилие. Она обращается во все службы, но никто ничем не может помочь: хоть Иван и есть в списках на обмен, однако Россия срывает его уже в третий раз. А «Красный Крест» вообще считает Ивана пропавшим без вести.
С первых дней войны Иван служит в теробороне Запорожья. Ему предлагали пойти на Донетчину, но парень хотел защищать свою малую Родину. Весной 2022 года он стоял на Гуляйпольском направлении в районе села Приютное, сейчас оно оккупировано. Наталья вспоминает, что 16 апреля сын позвонил ей и сказал: “Мама, три батальона выходят на ротацию. 20 дней без воды и еды. Из боеприпасов – по 14 патронов в магазине. Дозвонились в Минобороны и идем на ротацию”.
После этого связь оборвалась, и мать больше двух недель не знала, что с Иваном. Все это время она оказывала гуманитарную помощь их батальону – продукты и одежду. К ней приезжали побратимы Ивана. Женщина спрашивала у них о сыне, но те говорили, что они разобщены, и связаться друг с другом не могут.
Через две недели после разговора с Иваном женщине позвонил штабной и сообщил, что Иван пропал без вести. Наталья не понимала – как он мог исчезнуть, если Минобороны знало о ротации? Открыла карту и увидела – там сплошные поля и лесополосы. В воинской части не сообщали, при каких обстоятельствах Иван попал в плен. И Наталья хотела лично ехать туда, чтобы хоть что-нибудь узнать. Но ей говорили, что там серая зона, и без гуляйпольской прописки не пропустят.
В августе женщина узнает от побратима Ивана, что там было месиво. Мужчина рассказал, что был рядом с парнем. В хате их было трое, когда враг окружил. Остальные батальоны находились на другой точке. Побратиму повезло больше, чем Ивану, и он вышел из окружения. Но ему запретили рассказывать что-либо.
При каких обстоятельствах исчез Иван – матери неизвестно
5 мая 2022 г. военкомат уже подготовил официальное свидетельство об этом, и документ привезли Наталье. На другой день она привезла необходимые документы. Что делать дальше – не знала.
«Ад — когда ты ничего не знаешь»
“Я не надеялась, что он вообще жив, пока мне не позвонили из Киева и не сказали, что ко мне идет письмо. И то – я не поверила”, – делится воспоминаниями Наталья.
Первое известие о сыне она получила в августе. О письме узнала от «Развития мира и восстановления» (программа ООН — ред.) сразу же позвонила в Координационный штаб, и там информацию подтвердили.
Еще до того, как Наталья получила его, позвонила по телефону незнакомая женщина. Как оказалось, это мать одного из пленных, находящегося в неволе вместе с Иваном. Она также получила письмо, в котором ее сын сообщил контакты матери Ивана и попросил передать – с Иваном все хорошо, он жив и здоров. Они боялись, что письмо она так и не получит.
Когда письмо уже было у Натальи, на нем не было никакой информации о текущем месте пребывания Ивана. Его отправили 24 мая, конверт был от почты россии. В письме парень также попросил женщину позвонить матери другого пленника. Таким образом, они информировали родственников о том, что происходит и где находятся их близкие люди.
“Когда я получила письмо, у меня хотя бы появилась надежда на то, что он жив. До сентября это был ад – когда ты ничего не знаешь. Это самое страшное».
Долгожданное письмо от сына. Пока единственное от него
С этим письмом Наталья обращалась во все инстанции – СБУ, военкомат, Координационный штаб, «Красный Крест». Всюду подтвердили статус пленника. В Министерстве внутренних дел сказали, что он внесен в список на обмен. Исключением в этой истории был «Красный крест», который до сих пор считает Ивана Стешенко пропавшим без вести, несмотря на его письмо и видеообращение к Зеленскому.
«Прошу, услышьте нас»
В воинской части женщине посоветовали не молчать и говорить о пропавшем сыне. А в полиции подписаться на все российские телеграмм-каналы. Возможно, там появится какая-нибудь информация о ее сыне. Так и произошло – в сообществе одного российского блогера женщина увидела видеообращение сына и остальных пленных к Зеленскому. Далее его распространили в других сообществах и блогах, к которым обращаются родственники пленников. Кроме Ивана, на видео выступают другие ребята. Каждый рассказывает свою историю – имя, год рождения, когда попал в плен и сколько месяцев находится здесь. На видео сын Натали сообщает, что попал в плен 17 апреля.
“Обращаюсь к Президенту Украины. Такое впечатление, будто о нас забыли, и никто не помнит. Прошу вас, услышьте нас. Мы здесь очень долго находимся. Находимся 10 месяцев. Содержимся в нормальных условиях. Но нам очень хочется домой. Мы невинны. Нас бросили, как слепых котят. Прошу вас – не забывайте нас, верните нас домой”.
Также Иван обратился к маме и попросил ее беречь себя и отца. Сказал, что волнуется за них больше, чем себя.
Наталья говорит, что пыталась отправить это видео на электронную почту Президента, но размер файла слишком велик. Признается: когда была неизвестность, боялась что-нибудь говорить. И полиция посоветовала закрыть соцсети, несмотря на убеждение воинской части кричать о проблеме.
После публикации видео снова начала писать Зеленскому и в Минобороны, но оставалась без ответов. Послала видео в «Красный Крест». Там отвечают, что россия не дает списки пленных, поэтому ее сына они до сих пор считают пропавшим без вести. И даже зайти на территорию России не имеют разрешения. Женщина звонила по телефону на разные номера организации – даже на международную. Хотела написать письмо сыну, но Наталье говорили, что она на это не имеет права.
“Они мне говорят: “Вы поймите, мы не можем туда зайти, на ту территорию”. Говорю: “А почему я вас должен понимать? Значит, как здесь берут российских военнопленных, им сразу же дают домой позвонить по телефону, сигарету, поесть, помыться. Зачем такая организация вообще нужна, если вы ничего не можете? Я вам присылаю видео, а вы мне говорите «без вести пропали». «Вы поймите, россия не дает нам списки».
В воинской части говорят, что без подтверждения Красного Креста они ничего не могут сделать. И к ним у Натальи тоже есть вопросы. Она наняла адвоката, ведь хочет узнать – при каких обстоятельствах ее сын попал в плен. Вместо этого получает такие ответы, что даже специалист не может их понять.
В МВД Наталье сказали, что россия уже в третий раз срывает обмен. Он есть в списках.
Рвался на фронт и служил в АТО
Официально Иван стал военнослужащим 3 февраля 2015, на тот момент ему был 21 год. Мать парня рассказала, что до этого он самостоятельно ездил в район боевых действий к друзьям, учился собирать и разбирать оружие. Вместе они стояли на Майдане. С начала войны ребята пошли добровольцами в армию, а Ивана не взяли – в военкомате говорили, что он еще молод. Иван попросил мать пойти к ним и попросить, чтобы в армию парня взяли. Военные отказывали Наталье, и она понимала опасность. Но Ивана было не остановить. Он был полон патриотизма.
Это домашнее фото парня. Здесь он только что вернулся из АТО
Из-за идейности и принципиальности у парня случались конфликты. По словам Наталии, он много рассказывал ей о беспорядках, которые происходили в армии. Не молчал, пытался отстоять правду и справедливость. За это Ивану и его побратиму угрожали. Однажды он позвонил по телефону маме и сообщил, что их посадили и куда-то увезли. Сказали, что будут убивать.
Наталья обратилась в военную прокуратуру, написала заявление на командиров батальона. Обращалась за помощью к политическим партиям, журналистам. Давала проблему огласки. Но ей угрожали. В конце концов, сын попросил ее забрать заявление, ведь ему служить дальше. Его перевели в другую воинскую часть. В какую именно – Наталье вспомнить сложно. Говорит, что сменил много воинских частей.
В АТО юноша служил два года. За это время он набрался опыта. А опытных бойцов тогда в терробороне не хватало. Его мать рассказала, что уже во время полномасштабной войны их отделение получило новое оружие. Иван сутки просидел с ней, учился пользоваться. Его продуло, и он заболел. Бойца привезли в госпиталь и уговаривали остаться, долечиться. Он ответил: “Как я здесь останусь? Они стрелять не умеют”.
В АТО набрался опыта
Теперь Иван в плену. Кроме августовского письма и видеообращения, Наталья ничего от него не получала. Женщина остается в Запорожье и работает на мужчину, у него инвалидность. Даже выплаты ей было тяжело оформить. Долгое время собирала документы, добивалась от ЗАГСа справки о том, что он холост.
“Говорила: я не пойду, пока вы не отдадите мне справку о том, что он холост. У вас здесь счастье, а у меня горе”.
А когда принесла документы в Координационный штаб, выяснилось, что зря – вся информация у них есть. В настоящее время она связывается с Координационным штабом еженедельно. Женщина с пониманием относится к сложностям процедуры – сейчас полномасштабная война. Но не знает, как повлиять на ситуацию. Уставшая. Плачет. И ощущает бессилие.
“Я мать, я должна ждать. Как бы мне ни было тяжело, никто не будет бороться за этого ребенка так, как борюсь я”.
Сын должен вернуться к родителям
Что делать, если близкий человек попал в плен
Важно знать как можно больше о военнослужащем — кроме анкетных данных, воинскую часть или подразделение, должность и звание, позывное, последнее местонахождение, особые приметы (шрамы, татуировки и т.п.). Если человек пропал без вести, следует передать всю имеющуюся информацию в полицию. Дальше она идет к Украинского национального центра развития и мира — именно там ведется реестр заложников и пропавших без вести. Организация обменивается информацией с Центральным агентством розыска «Красного Креста», посредником между Украиной и РФ. Впрочем, в организации неоднократно отмечали — иногда россия не дает доступа к пленным. Так было с Оленевкой — лагерь для содержания украинских пленных, где в результате очередного теракта россии летом погибли по меньшей мере 50 военнослужащих.
Подробнее о деятельности Красного Креста мы писали здесь. Также читайте, почему нельзя распространять информацию о пропавших без вести в соцсетях и в каких случаях это целесообразно.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.