Читати українською
Мужчина просил возобновить связь и компенсировать ему моральный ущерб
Читати українською
Из-за нарушений оператор заблокировал номера
Мужчина просил возобновить связь и компенсировать ему моральный ущерб
Олена Скобцева
В конце марта и начале апреля 2019 года мужчина хотел позвонить с двух номеров «Киевстар». Однако он не смог этого сделать, потому что они были заблокированы. Он был очень удивлен, потому что более десяти лет пользовался номерами этого оператора и более трех лет использовал дополнительную услугу звонки и 25 SMS-сообщений за границу. И проблем не было.
В начале апреля 2019 года он обратился в сервисный центр «Киевстар» с тем, чтобы разобраться, что произошло и возобновить связь. Однако его обращение было рассмотрено, но оказывать услуги по спорным номерам не стали.
Тогда мужчина обратился в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информации. Там ему ответили, что спорные номера за ним не зарегистрированы. То же сообщил «Киевстар» в письме.
Оказалось, что из этих номеров каждые 4-5 секунд отправляли по одному сообщению разным получателям. По данным мобильного оператора, это подпадало под определение спам, поэтому было принято решение заблокировать номера.
Когда мужчина не смог уговорить оператора, он в июле 2019 года обратился в Шевченковский районный суд Киева. Он просил разблокировать номера и возобновить предоставление услуг согласно тарифным планам, действовавшим до отключения. Также он потребовал вернуть остатки средств на счетах и взыскать с компании 10 тыс. грн. морального ущерба.
Что было в суде
В «Киевстар» эти требования отметили, что компания обслуживала эти номера, однако мужчина не доказал, что именно он приобрел стартовые пакеты и является владельцем этих номеров. Также не было никаких свидетельств о том, что он клиент компании более 10 лет. Однако Киевстар предложил решить эти вопросы и возобновить связь, если их клиент зарегистрируется и станет получать услуги как контрактный абонент.
Согласно правилам, по которым работают украинские операторы, они могут блокировать номера в случае обнаружения несанкционированного вмешательства или распространения спама. То есть массово рассылать сообщения может либо сам оператор своим клиентам, либо власть. А украинцам это делать нельзя.
Когда Киевстар обнаружил рассылку спама, он составил акты. Однако получить их можно только зарегистрированным абонентам. Суд установил, что абонент не зарегистрировался и отменил акты, по которым отключили телефоны за спам. То есть, он не доказал нарушения его прав и не предоставил доказательств нанесения ему морального вреда. Поэтому в ноябре 2019 года судья Шевченковского районного суда Киева решила, что нет оснований возобновлять связь и выплачивать моральный ущерб.
Однако мужчина не согласился с этим решением и подал на него жалобу. Судьям он рассказал, что платил за услуги, не имел долгов, а его номера заблокировали. И это не справедливо, потому что он не может использовать номера, за которые он заплатил.
Однако судьи не пошли ему на встречу по тем же причинам, что и их коллега. Они установили, что номера заблокированы из-за спама. И первый шаг, чтобы решить эту проблему и восстановить связь – это написать заявление на регистрацию и предоставить для этого паспорт.
Последней надеждой мужчины восстановить связь было обращение в Верховный Суд. Однако там это дело сочли малозначительным и не стали рассматривать.
Информатор рассказывал, что в Киевской области люди просили «Киевстар» убрать антенну мобильной связи с крыши их дома.