Читати українською
Клиентка заявила об использовании нечестной предпринимательской практики
Читати українською
Банк потребовал вернуть кредит
Клиентка заявила об использовании нечестной предпринимательской практики
Олена Скобцева
Женщина решила стать клиенткой банка и пришла в пункта выдачи Monobank. Там ей выдали карточку, которую она не смогла активировать в приложении. Карточку перевыпустили, но позже банк стал посылать сообщение, что женщина должна вернуть кредит. Но она заявила, что им не воспользовалась.
26 февраля 2018 года примерно в 15:30 женщина обратилась в пункт выдачи банковских карт МоnobankUniversal Bank в Никополе. Для открытия счета необходимо было активировать карту. Сделать это можно было, отсканировав ее через мобильное приложение Моnobank. Однако она этого сделать не смогла, поскольку при попытках активации в приложении женщине поступало предупреждение о входе с не доверенного устройства.
На жалобы женщины в службу поддержки работники банка советовали переустановить приложение. Однако больше помочь не смогли. Так как женщина так и не смогла воспользоваться карточкой, было решено ее перевыпустить.
Но в конце марта 2018 ей начали поступать сообщения о задолженности по кредиту. Поскольку женщина не пользовалась им, то обратилась в банк за ответами. Из справки о движении средств, которую там предоставили, стало известно, что в тот же день, когда женщина пришла за карточкой, неизвестные с нее сняли кредитные средства.
В банке добавили, что карточку активировали утром 26 февраля в мобильном приложении Monobank, установленном на мобильном устройстве iPhone 7. Хотя женщина настаивала, что у нее нет такого телефона, а есть iPhone 5. По ее словам, до пункта выдачи она дошла только в пол на четвертый день, когда карточка уже была активирована. И сразу, как только подписала заявление, со счета сняли сначала 15 тыс. 155 грн, а затем 13 тыс. 500 грн.
Когда банк начал напоминать о якобы задолженности, женщина обратилась с заявлением в полицию. Там возбудили уголовное производство №12018040340002310 в отношении кражи. Но вскоре его закрыли из-за отсутствия состава преступления.
То, что полиция занялась розыском преступников, женщина сообщила банку и попросила на время расследования перестать ей напоминать о долге. Но сообщения и звонки не прекратились.
Что было в суде
Женщина заявила, что «угрозы и постоянные звонки являются незаконными, нарушают ее права как потребителя, приносят ей стресс и душевные страдания», которые она оценила в 10 тыс. грн. Кроме того, она просила суд взыскать с банка еще и расходы на адвоката – 12 тыс. грн.
Банк провел проверку и в ответе на обращение женщины объяснил, что она якобы передала ПИН-код от карты и коды доступа с помощью фейкового канала связи в Telegram. А раз были нарушены условия договора – когда клиент обязан хранить банковскую информацию в тайне, банк не может нести за это ответственности.
Также банку стало известно, что из-за невозможности воспользоваться картой с помощью мобильного приложения женщина переставила свою SIM-карту на другой телефон. И там прошла авторизация в мобильном приложении Monobank. Вот откуда взялся iPhone 7. Об этом женщина якобы сама рассказала оператору контактного центра.
Доводы банка для суда были более убедительны. Поэтому в феврале 2021 года судья Никопольского горрайонного суда Днепропетровской области решила, что у банка нет необходимости ничего компенсировать своей клиентке.
Однако женщина была не согласна с этим решением, поэтому подала на него жалобу. Она заявляла, что в четыре часа утра 26 февраля банк перевел на ее карточку кредитные средства. То есть, эти банковские операции были проведены заранее, без подписания ею договора и активации карты. А банковская карта была выдана до ее визита в пункт выдачи неизвестному лицу, отсканировавшему его на iPhone 7. А этот телефон ей не принадлежит. Когда же женщина пришла, ей выдали уже активированную карточку с проведенными банковскими операциями.
Однако в июне 2021 года судьи Днепровского апелляционного суда решили не изменять решение суда. Они заявили, что все эти доводы должны касаться признания незаконными списания средств, а этих требований в суд женщина не заявляла.
Информатор рассказывал, как пополнить карточку Monobank без комиссии.