Читати українською
Настоящие банковские чат-боты никогда не спрашивают у клиентов коды, логин и пароль
Читати українською
Клиент просила вернуть средства и отменить все мошеннические операции
Настоящие банковские чат-боты никогда не спрашивают у клиентов коды, логин и пароль
Ірина Логуш
Женщина нашла в Telegram якобы чат-бот Ощадбанка. Не убедившись, что этот чат действительно принадлежит государственному банку, клиентка сообщила свой финансовый номер телефона и коды подтверждения финансовых операций. И мошенники быстро списали все средства с ее счетов.
В августе 2022 года около пяти часов вечера женщина получила СМС-сообщение с короткого номера Ощадбанк о снятии с ее счета 15 тыс. 500 грн. Через минуту пришло еще одно уведомление. Это был короткий четырехзначный код обмена валюты с ее валютной карты. Еще через 15 минут она якобы оплатила мобильную связь на 7 грн.
Когда женщина увидела эти сообщения, сразу позвонила на номер «горячей линии» поддержки клиентов «Ощадбанк». Ее интересовало, на каком основании банк списал деньги и почему он решил обменять доллары с ее счета.
Оператор контакт-центра ответила растерянной женщине, что с открытых на ее имя карт кто-то снял средства и продолжает это делать во время их разговора. Кроме того, клиентка узнала, что на ее имя открыта «интернет-карта», о чем ей ничего не было известно. Как позже оказалось, открытая без нее известная «интернет-карта» использовалась мошенниками для списания средств.
После вызова счета были заблокированы. Женщина еще раз позвонила в Ощадбанк, чтобы тот как можно раньше отменял все переводы средств и вернул утраченные сбережения. Но банк почему-то отказался это сделать и посоветовали обратиться в полицию. Она послушалась и так и сделала. По ее заявлению было открыто уголовное производство №12022091180000610 по факту мошенничества.
Чтобы не обращаться в суд, женщина письмом просила Ощадбанк вернуть средства, отменить все мошеннические операции и прекратить начислять проценты на время проведения полицией досудебного расследования. Однако банк ответил, что у него нет оснований не начислять ей проценты за пользование кредитом из-за отсутствия решения суда или результатов расследования.
По мнению женщины, именно банк должен провести такое расследование, но он этого не сделал. Зато он, по оценке клиентки, самоустранился и переложил ответственность за нарушение безопасности своей платежной системы на нее. Из-за того, что стороны не смогли договориться, спор стал рассматривать суд.
Что было в суде
В октябре 2022 года женщина обратилась с иском в суд. В нем она просила суд взыскать с банка 103 тыс. 408,30 грн.
В ответ на это в «Ощадбанке» заявили, что единственное обстоятельство по иску, которое соответствует действительности – это обращение клиентки с письмом на управляющий филиал Ивано-Франковского областного управления «Ощадбанк», что с ее карточных счетов исчезли деньги.
Еще банку стало известно, что женщина нашла в Telegram якобы чат-бот Ощадбанка. Не убедившись, что этот чат действительно принадлежит государственному банку, клиентка там сообщила свой финансовый номер телефона и коды подтверждения поступавших ей на мобильный финансовых операций. Таким образом она предоставила мошенникам все необходимые данные и быстро списали с ее счетов все средства: 50 тыс. 108 грн с кредитной, 15 тыс. 500 грн с зарплатной, 34 тыс. 180 грн с карты для выплат и украли еще 254 долларов с валютной карты. Все деньги мошенники перевели на одну из карточек женщины, а затем перебросили на другие счета в Ощадбанке.
Однако, согласно условиям договора, клиенты банка должны хранить важную информацию в тайне и не сообщать ее посторонним лицам. Если это произошло, то это полностью и полностью вина клиента. Кроме того, пока карта не заблокирована и пароли вводятся верно, банк считает, что он выполняет воля своего клиента. Поэтому в Ощадбанке своей вины не признали.
Но адвокат женщины настаивал, что банк не доказал фактами, что женщина способствовала потере важной информации. А раз так, то банк должен компенсировать женщине отсутствие денег на счетах.
На это в Ощадбанке еще раз напомнили, что переходить в чат-бот учреждения можно только по ссылкам, размещенным на официальном сайте. И заявили, что настоящие банковские чат-боты никогда не спрашивают у клиентов ПИН-код, CVV2/СVС2-код, логин и пароль к мобильному банкингу.
Суд согласился с тем, что именно клиент должен хранить важную финансовую информацию и несет ответственность по потере. Поэтому в ноябре 2022 года судья Коломыйского горрайонного суда Ивано-Франковской области решил, что Ощадбанк не должен возвращать на счет женщины украденные средства.
Информатор писал, что банкомат ПриватБанка «съел» карточку Ощадбанка и списал с нее средства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.